середу, 29 вересня 2010 р.

Парк для любимой.



Syamuka все записи автора Было это давно, более 30 лет назад. Друзья подарили нам фотоальбом в подарочном издании и назывался он "Лесопарки СССР".
В альбоме представлены композиции садово-паркового искусства. Тогда мы по несколько раз перелистывали страницы, вглядывались в фотографии. Среди изображенных садов и парков, помню, взгляд остановился на "Софиевке". Так мы первый раз познакомились с парком и его историей. Разглядывая картинки, меня все не покидал вопрос, какой надо быть женщиной, чтобы с одного твоего намека разбили, вырастили и подарили тебе такой роскошный парк!?

Нам захотелось побывать в "Софиевке", и мы поставили крупную галочку в своих планах. Но время шло, внося коррективы в задуманное. Альбом лежал на полке (хранится он у нас до сих пор). Мы его периодически брали в руки, листали, по-новой разглядывали фотографии, а побывать в знаменитом парке все не получалось.
И вот в прошлом году, наконец - свершилось. Мы посетили Умань.

Теперь я могу рассказать о парке, о той женщине, которой он был подарен, и о том мужчине, который этот подарок создал и преподнес.

Парк "Софиевка". Площадь Собраний. Отсюда начиналось строительство парка. В центре площади находится бассейн "Храм Посейдона" с огромной гранитной вазой посередине.

 (700x525, 151Kb)



А случилось это на рубеже 18 - 19 веков в известном со стародавних веков украинском городе Умань. Владел Уманью в то время польский магнат Станислав Потоцкий. Вместе со своей возлюбленной гречанкой Софьей они часто совершали прогулки по окрестностям, любуясь природой. Однажды они остановились в месте скучном и ничем не примечательном: старые дубы, поросшие мхами гранитные камни, глубокие овраги и многочисленные родники с хрустально чистой водой. А между всем этим разнообразием пробивалась небольшая речушка, прозванная Багно, что означает "грязь", "болото"(позднее - р. Каменка). Окинув взглядом местность, Софья выразила мысль, что не плохо было бы здесь разбить сад. Граф встрепенулся и глаза его загорелись. Он подобрал камушек, вложил его в ладонь возлюбленной и попросил бросить. Когда камушек, отлетев, ударился о землю, граф пообещал, что в этом месте будет сад, деревья которого и через столетия будут шептать имя "Софья", а сад будет называться "Софиевкой".

Потоцкий не стал откладывать воплощение своего замысла. На огромной территории площадью около 170 га, закипела работа. Главным художником и вдохновителем, автором проектов, а также руководителем строительства стал известный польский военный инженер Людвиг Метцель, который воплотил в парковые композиции сюжеты Гомеровой Одиссеи. Каждый день над созданием парка работало по 800 человек - это были крепостные крестьяне Потоцкого. В парке высаживались деревья и кустарники местных пород, а также привезенные из Крыма и Италии, прокладывались аллеи, целые долины засыпались плодородным слоем земли и засаживались розами лучших сортов. Чистые ручьи несли влагу, питая корни многочисленных цветников.

Вход в парк .

 (700x527, 122Kb)

С 1796 по 1802 год в парке сооружались водопады и фонтаны, появлялись пруды и озера с чистой прозрачной водой, по зеркальной поверхности которых плавали белые лебеди. Копались траншеи для подземных рек, в монолитном камне вырубались гроты. Некоторые гроты создавались с секретами: отверстия в гранитах располагали таким образом, что при малейшем дуновении ветра раздавались соответствующие звуки, напоминающие игру на эоловой арфе. Граф Потоцкий тратил на создание парка фантастические суммы.

Изображение 743 (700x525, 165 Kb)

Потоцкий решил подарить Софье маленькую копию ее родины. В парке создали остров Итака, разместили мраморные скульптуры греческих богов и богинь , философов, мудрецов и поэтов, изготовленные ваятелями Италии. Преодолев не малое расстояние, качку и непогоду, великолепное собрание скульптур украсило неприглядное ранее местечко близ Умани. Гуляя по дорожкам парка, можно было встретить Аристотеля и Платона, Гомера и Сократа, Одиссея и Аполлона, Меркурия и Орфея. А Венера, изваянная в Париже, стала жемчужной дивной парковой коллекции.

Грот Фетиды.

 (700x525, 160Kb)

 (700x525, 122Kb)

Мощные гранитные скалы, павильоны с белоснежными колоннами, в камнях каскады падающей воды, красивые фонтаны...

Фонтан "Змея " упругой мощной струей достигает 18 метров.

 (700x525, 104Kb)

С грозным шипением вырывается струя из чугунной змеиной пасти. Парабола струи на солнце играет всеми цветами радуги...

 (699x458, 115Kb)

На озере насыпан Остров Любви. На нем выстроен романтичный Розовый павильон, в котором могут уединиться только двое...

 (700x525, 139Kb)

Есть в парке и ангельский уголок, и восточный, и китайский. А в напоминание о Франции были построены беседки, затянутые вьющимися розами, а внутри беседок размещались клетки с поющими райскими птицами. Для фазанов был сооружен отдельный павильон.

 (700x525, 155Kb)

Фазанник, как его называли, инкрустирован и внутри и снаружи корой дуба, ясеня и клена.

 (700x525, 147Kb)

Вид изнутри.

 (700x525, 125Kb)

Также в память о Франции сооружались бельведеры. На одном из них, на гранитном округлом пьедестале, установлено бело-мраморное изваяние Орфея.

 (700x525, 145Kb)

 (700x525, 150Kb)

Тарпейская скала. По преданиям, так называли крутой утес.

 (700x525, 140Kb)

В парке много гротов. Самым большим из них является Львиный или, как его еще называют, Громовой (грот Калипсо). Он вырублен в естественной гранитной скале. Рядом из скалы с грохотом и силой вырывается поток воды, напоминая раскаты грома и рычание льва.

 (700x525, 135Kb)

На стене грота осталась старинная надпись на польском языке.

 (700x525, 107Kb)

Внутри его установлен небольшой каменный столик, на котором отдыхающие развлекались настольными играми.

 (700x525, 73Kb)

...Мы ходили по парку и удивлялись его разнообразию и фантазии создателей. Увидев, как у подземной реки загружается народ в лодку, нам непременно захотелось тоже испытать на себе ощущение "подземного царства".

 (699x562, 142Kb)

...Амстердамский шлюз. Он регулирует уровень воды в Нижнем и в Верхнем прудах "Софиевки". Отсюда берет начало подземная река Ахерон - одна из рек царства мертвых. По ней Харон перевозит души умерших в загробную "жизнь".

 (700x516, 126Kb)

Небольшие формальности с билетами, и вот мы уже сидим в лодке. Дверца шлюза поднимается.

 (700x525, 83Kb)

"Харон"-проводник, с забинтованной на запястье рукой, опускает в воду весло. Лодка отходит от "причала" и входит в реку.

 (700x525, 150Kb)

Дверца шлюза медленно опускается. Наступает кромешная темнота и... тишина. Лодка начинает свой путь по подземной реке в "царство мертвых". Становится страшно... Замолкают даже веселящиеся дети...

 (700x572, 120Kb)

В кромешной темноте мы продвигались по подземной реке - подземному водному туннелю длиной 224 метра. Мрачное безмолвие нарушалось только всплеском весла проводника. На какое-то мгновенье слабый свет проникал через люки-колодцы, устроенные в "потолке" этого подземного сооружения. Проплывая под люками, как же не хотелось, снова погружаться во тьму!

 (700x525, 162Kb)

В напряжении, с мерзким ощущением загробной жизни, мы находилось минут 10. Очень хотелось скорее выбраться отсюда!
Все облегченно вздохнули, когда, наконец-то, в конце тоннеля показались лучи дневного света. Мы выплывали в Ахеронтийское озеро!

Наш "Харон" по-деловому пришвартовал лодку к озерному причалу, закурил сигарету. Путешествие закончилось. Пару минут у всех оставалось какое-то оцепенение, не было слов...

 (700x525, 169Kb)

Из озера вытекала уже совсем другая река. Она бежала дальше в каменном желобе, прыгая водопадами, проскакивая под сказочными мостиками и вливалась в Ионическое море (Нижний пруд)...

"Русло" реки (к концу лета пересохло).

 (700x525, 135Kb)

Софье Потоцкой ее возлюбленный, ее пан, ее друг, ее законный супруг за 4 года создал и подарил замечательный сад, выросший на месте полян и оврагов, среди мшистых камней, возле маленькой речки, куда с ладошки любимой упал маленький камушек...



Продолжение следует.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

http://www.modvlad.ru/rubriks/?news_cid=161&news_id=169

Немає коментарів:

Дописати коментар